За последние несколько месяцев слово «коронавирус» стало самым упоминаемым во всех странах, хотя пандемия COVID распространилась на постсоветское пространство Восточной Европы и Центральной Азии несколько позже, чем в других частях мира. Превентивные меры, принятые для прекращения пандемии, такие как полное закрытие границ и обязательные ограничения, в том числе комендантский час и специальные разрешения для выхода из дома, влияют на бизнес среду и, следовательно, на работу бухгалтеров и аудиторов. Проблемы, с которыми сталкиваются экономики региона, аналогичны тем, с которыми сталкиваются во всем мире; однако экономические последствия этого кризиса в некоторых странах усугубляются из-за более низкого уровня экономического развития и высокой зависимости от природных ресурсов.
Как пандемия повлияла на работу профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов (ПO) в регионе? Какие решения были успешными и какой опыт поможет в будущем? Какие еще проблемы беспокоят руководителей профессиональных организаций? Эти вопросы обсуждались во время виртуальной дискуссии, организованной IFAC в мае, в которой приняли участие лидеры двадцати одной ПO из Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Туркменистана, Украины и Узбекистана.
На момент обсуждения многие страны по-прежнему находились на карантине, хотя ограничения постепенно снимаются, и некоторые предприятия начинают вновь открываться. Тем не менее, очевидно, что социальное дистанцирование, ограничения на массовые мероприятия и поездки сохранятся в обозримом будущем. Кризис продемонстрировал необходимость быть гибкими и потребовал реакции не только от системы здравоохранения, но и от быстро меняющейся деловой среды в целом. Новые условия требуют новых навыков и компетенций от профессиональных бухгалтеров и, следовательно, отличаются от привычных подходов ПО в части оказания услуг.
Текущая деятельность: Немедленные действия в ответ на пандемию уже предприняты. Большинство ПО относительно быстро и с минимальными перебоями переключились на удаленные операции для персонала и установили постоянные каналы связи со своими членами и волонтерами через Zoom, Skype, YouTube и другие средства. Многие ПО усиливают свое онлайн присутствие на Facebook, Twitter, Linkedin и активно используют социальные сети для общения. Как было отмечено представителем Аудиторской Палаты Республики Казахстан (CARK), нынешний кризис ускорил диджитализацию внешних и внутренних процессов ПО, и требуется больше работы для охвата новых средств коммуникации.
Взаимодействие со стейкхолдерами: поскольку профессия в регионе регулируется, в основном, внешними органами (например, Министерствами финансов), ПО активно обращаются к ним, с предложениями использовать их экспертные знания и ресурсы для разработки мер реагирования на кризис. В большинстве стран ПО принимали участие в формировании ответных мер правительства и лоббирования интересов своих членов, чтобы смягчить экономические последствия карантина. Например, Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» Российской Федерации (SRO AAS) объединила усилия с деловым сообществом в разработке совместного письма к Правительству Российской Федерации по внедрению мер поддержки предприятий для ускорения их выхода из кризисной ситуации и успешного посткризисного развития. Представитель CARK также отметил, что кризис дал возможность укрепить их отношения с Правительством Республики Казахстан, а объединение усилий с другими профессиональными организациями, усилило влияние среди профессиональных сообществ.